РЕЗОЛЮЦИЯ XVIII МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «НЕФТЕГАЗСТАНДАРТ - 2024»
(20-22 ноября 2024 г., г. Самара)
В соответствии с Энергетической стратегией Российской Федерации,
до 2035 года необходимо осуществить переход (модернизационный рывок)
к более эффективной, гибкой и устойчивой энергетике, способной адекватно реагировать на вызовы и угрозы, а также преодолевать существующие проблемы. В реализации этой стратегии важная роль принадлежит техническому регулированию и стандартизации.
В условиях длительного санкционного давления со стороны западных стран и США Россия успешно решает актуальные задачи в сфере технического регулирования и стандартизации в нефтегазовом комплексе. Значительную роль в этом процессе сыграла совместная работа Минпромторга, Минэнерго, Росстандарта, Комитета РСПП по техническому регулированию,
ТК 023 «Нефтяная и газовая промышленность» и компаний нефтегазовой отрасли. Это сотрудничество позволило создать эффективную систему стандартизации в нефтегазовой отрасли, которая является неотъемлемой частью общенациональной системы.
Сегодня Россия достигла нового уровня темпов разработки стандартов, составляющего порядка 1700-1800 новых стандартов в год. Применение этих стандартов стало основой для реализации программы импортозамещения и увеличения экспорта, что подчеркивает растущее значение стандартизации в условиях современных вызовов.
Тем не менее, остается широкий круг нерешенных проблем, препятствующих дальнейшему наращиванию темпов работ в данной области. Такие вопросы были обсуждены на XVIII Международной конференции «Нефтегазстандарт ̶ 2024», где представители федеральных и региональных органов власти, ведущих российских компаний нефтегазового комплекса,
а также общественных, научных, экспертных и проектных организаций, профильных технических комитетов по стандартизации обменялись мнениями
и предложениями по улучшению ситуации в сфере стандартизации
и технического регулирования.
В ходе обсуждения участники конференции отметили и поддержали:
1. Эффективную работу технического комитета по стандартизации
ТК 023 «Нефтяная и газовая промышленность».
2. Необходимость применения национальных стандартов при реализации государственных программ развития промышленности, совершенствования законодательства о стандартизации в части уточнения терминологии (опережающая стандартизация, комплексная стандартизация), а также в части определения процедур применения наилучших практик стандартов организаций и технических условий и внедрения механизмов цифровой трансформации национальной системы стандартизации, том числе создание «умных» (smart) стандартов.
3. Важность проведения эксперимента по введению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований за кабельно-проводниковой продукцией, цементом, строительными смесями, радиаторами отопления и конвекторами отопительными.
4. Необходимость поддержать предложения по полному восстановлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований всех технических регламентов ЕАЭС и требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2021 г. № 2425 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2021 г № 2425).
5. Скорейшее принятие технического регламента ЕАЭС «О безопасности строительных материалов и изделий» и перечней стандартов, которые составят его доказательную базу, с учетом предложений предприятий.
Проведенная Комитетом РСПП работа способствовала согласованию проекта технического регламента с бизнес объединениями стран ЕАЭС и учесть существенные предложения бизнеса в итоговой редакции документа.
6. Необходимость в современных условиях развития международной кооперации, а также взаимодействия с органами по стандартизации
и промышленными предприятиями стран БРИКС и ШОС.
7. Необходимость создания единой электронной площадки, содержащей стандарты государств-участников БРИКС.
8. Налаженное конструктивное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и предпринимательского сообщества для успешного решения возникающих проблем, определения наиболее эффективных путей реализации полномочий по внесению изменений в нормативные правовые акты нефтегазового комплекса.
9. Обязательную реализацию Программ разработки межгосударственных стандартов, обеспечивающих доказательную базу технических регламентов ЕАЭС.
Включение разработки межгосударственных стандартов под технические регламенты ЕАЭС в программу межгосударственной стандартизации.
10. Объективную необходимость совершенствования системы добровольной сертификации в Российской Федерации.
11. Необходимость выработки и реализации стратегического и системного подхода к подготовке кадров в области инфраструктуры качества.
Участники конференции приняли решение рекомендовать:
1. Минпромторгу России:
1.1. Совместно с Росстандартом проработать мероприятия
по дополнительному вовлечению научных организаций и профильных федеральных органов власти в деятельность по разработке и экспертизе стандартов с учетом задач развития опережающей стандартизации и оценки соответствия.
1.2. По итогам мониторинга проведения эксперимента подготовить предложения в Правительство Российской Федерации по полному восстановлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований всех технических регламентов ЕАЭС и требований, установленных постановлением Правительства РФ от 23.12.2021 г. № 2425.
2. Росстандарту:
2.1. Подготовить предложения по гармонизации и унификации систем стандартизации государств-участников БРИКС.
2.2. Рассмотреть возможность создания единой электронной площадки, содержащей стандарты государств-участников БРИКС.
2.3. Совместно с ТК 012 «Методология стандартизации» рассмотреть возможность разработки документа национальной системы стандартизации,
в котором будет подробно изложена процедура проведения экспертизы СТО/ТУ с целью их регистрации в Федеральном информационном фонде стандартов.
3. Компаниям НГК и техническим комитетам по стандартизации:
3.1. Принять активное участие:
- в реализации программ по разработке межгосударственных стандартов, необходимых для применения исполнения требований технических регламентов ЕАЭС в НГК.
- в развитии компетентности специалистов лабораторий, выполняющих испытания по методикам измерений изложенным в ГОСТ и ГОСТ Р, путем организации очных встреч, проведению рабочих сессий, обменом лучших практик, поддержки чемпионатов и соревнований по профессиональному мастерству.
3.2. При выявлении фактов наличия контрафактной, фальсифицированной продукции, в том числе горюче-смазочных материалов, направлять соответствующие обращения в органы государственного контроля (надзора), Государственную комиссию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции и в Комитет РСПП.
3.3. Выработать и реализовать стратегический и системный подход
к подготовке специалистов в области стандартизации и по иным областям инфраструктуры качества.