Семинар

 

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ТПА , 6 (81) 2015, стр.42
Скачать статью

КАК СТАНДАРТЫ ПОМОГАЮТ В ИССЛЕДОВАНИИ АРМАТУРНОГО РЫНКА

В текущей ситуации, с учетом падения курса рубля, продукция российских предприятий стала более конкуренто способной, поэтому ряд компаний планируют расширять каналы сбыта за счет выхода на рынки других стран. Большую роль здесь играет изучение внутренней среды потенциального рынка, включая анализ барьеров для входа на данный рынок. Как стандарты и другие нормативно-технические документы могут помочь в проведении маркетингового анализа?
Мария Полозова, начальник отдела маркетинга ООО «Нормдокс»


Анализ внутренней среды нового рынка
Для анализа среды можно воспользоваться классическим маркетинговым инструментом — PEST анализом. Данный метод помогает выявить политические (Political), экономические (Economic), социальные (Social) и технологические (Technological) аспекты внешней среды, которые могут повлиять на бизнес компании.

И если для экономических аспектов нужно анализировать налогово - бюджетную политику страны, для социальных — требования к уровню сервиса, то политические и технологические вопросы требуют проработки именно в части нормативных документов.
Данные материалы позволяют изучить:

1) Барьеры для вхождения на рынок
При продвижении на зарубежный рынок новой продукции избежать подводных камней помогут:
• знание законодательной системы и требований в законах (например, нормативные документы по охране окружающей среды);
• знание обязательных к исполнению на данной территории директив и регламентов (например, директивы ЕС);
• знание таможенных барьеров, в особенности нетарифных, например, требований к правилам маркировки. Особенно актуально это для стран - членов ВТО — они
обязаны в технической политике ориентироваться на международные стандарты. Все эти требования относятся не только к самой продукции, но и к материалам, из которых она изготавливается, комплектующим, методам испытаний, производству, проектированию, сертификации (обязательной, добровольной), системам
менеджмента.

2) Необходимо понимать, как работает система стандартизации страны, на рынок которой планируется выход.
Система стандартизации определяет самое главное: порядок разработки и принятия новых стандартов — разрабатываются ли они с нуля или создаются путем гармонизации региональных и международных стандартов. Подобная информация является универсальной, применимой к любым видам продукции и отраслям.
Более того, система стандартизации тесно связана с системой сертификации и аккредитации. Для выхода на рынок новой страны, как правило, необходимо получать сертификаты соответствия, поэтому нужно знать, какие структуры занимаются этими вопросами, какие требования предъявляются и как проходит сам процесс.

Анализ трендов и технологий
Для анализа технологических аспектов нового рынка, оценки развития, новизны и актуальности тех или иных технологий, активности конкурентов, а также ключевых трендов может быть создан и изучен так называемый патентный ландшафт. Это отчет, который в наглядной форме позволяет оценить текущее состояние развития технологии, основываясь на данных из патентной информации.

Вопрос патентов тесно связан с использованием стандартов при производстве продукции. Рекомендуется предварительно изучать стандарты с которыми предстоит работать, на патентную чистоту — не содержат ли они скрытых патентов, нарушающих права третьих лиц. Это позволит избежать финансовых и судебных рисков, связанных с разбирательствами, которые могут идти не один год.

Анализ НТД и технологий конкурентов
Конкурентный анализ включает в себя множество аспектов: от ценообразования до технологий, используемых в проектировании и производстве. В частности, необходимо анализировать, на какие стандарты ориентируются конкуренты при производстве продукции. Эти данные могут стать опорой для укрепления позиций на новом рынке.

Сложности при проведении таких исследований
• Языковые нюансы, если язык страны не европейский, а, например, арабский.
• Невозможность зачастую получить данные о системах стандартизации или о стандартах, используемых конкурентами.
• Большое количество организаций, разрабатывающих стандарты (в США их более 200), и НД, требующих анализа.
• Различия в классификации стандартов (часть разработчиков пользуется классификатором ICS,а часть имеет собственную классификацию).
• Разнообразие отраслей — все НД нужно рассматривать по каждому конкретному виду продукции и по каждой отрасли.
• Изучение патентов — в рамках составления патентного рельефа и изучения патентной чистоты стандарта приходится анализировать до 1 млн документов.

Естественно, что все сложности нужно умножать в несколько раз, если речь о выводе целой линейки продукции на новый рынок.

Заключение
Подобные исследования выполняются штатными специалистами компаний либо заказываются у сторонних организаций. Объем работ достаточно велик, и, если он выполняется недостаточно опытными специалистами, трудозатраты увеличиваются в разы, а качество конечной информации страдает. Компания «Нормдокс», которая имеет наработанные методики и технологии, готова помочь промышленным организациям в проведении таких исследований.

Санкт-Петербург, декабрь 2015 года